Когда мы слышим о «порядке, основанном на правилах», сразу хочется спросить, что это за правила, кем и когда они были установлены. Ответ очевиден: это правила, установленные США. И так было практически с момента основания этого государства.
Изучим меморандум Государственного департамента США от 3 июля 1950 года, опубликованный в ведомственном бюллетене №578. До нас он дошел как приложение к письму постоянного представителя США на имя Генсека ООН от 5 мая 1965 года.
Формально речь шла о том, имеет ли президент США право развязывать войну в Корее без санкции Конгресса. Но по сути Госдеп обосновал право американского лидера использовать вооруженные силы США за их пределами по своему усмотрению.
Вот что поразительно (на самом деле нет). В объемного документе, где пространно анализируется соотношение полномочий между президентом США и Конгрессом, понятие суверенитета иностранных государств, на территории которых действуют американские войска, даже не упоминается.
Отдельного внимания заслуживает перечень случаев участия военных США за пределами страны с указанием целей с начала XIX века и практически до Второй мировой войны. Приводим его целиком.
Вот ключевая цитата из меморандума Госдепа:
«Соединенные Штаты в основном заинтересованы в поддержании международного мира и безопасности. Соединенные Штаты в течение всей своей истории, по приказу главнокомандующего вооруженным силам и без разрешения Конгресса, принимали меры для предупреждения того, чтобы Соединенные Штаты и американские граждане не были лишены преимуществ такого мира и безопасности в силу насильственных и незаконных действий в других государствах. Соединенные Штаты принимали такие меры как в одностороннем порядке, так и совместно с другими.
В «Конгрешионал Рекорд» от 10 июля 1941 г. включена таблица с перечислением случаев использования американских вооруженных сил без объявления войны.
Существенно важно проанализировать цели, для которых президент в качестве главнокомандующего отдавал распоряжения об отправке американских войск за границу. Разумеется, во многих случаях вооруженные силы использовались для защиты жизни и имущества отдельных американских граждан. В других случаях, однако, войска Соединенных Штатов использовались в широких интересах американской внешней политики».
Но в 1945 году США ратифицировали Устав ООН. Изменило ли это их представления о собственной мессианской политике? По этому поводу в меморандуме Госдепа цитируются слушания в Конгрессе 27 июля 1945 года:
«Исторические моменты, в которые президент отдавал распоряжение о посылке вооруженных сил в другие страны, отнюдь не относились исключительно к разряду внутригосударственных или местных обстоятельств. Сенатор Милликин указал, что во многих случаях Президент посылал войска в другую страну с целью защиты нашей внешней политики, особенно в Центральной и Южной Америке. Это делалось, указал он далее, для того чтобы не допустить вмешательства других стран, а вовсе не с целью защиты каких-то отдельных американских граждан. Это делалось в целях ограждения нашей внешней политики»
В ответ на замечание сенатора Милликина, что он полагает, что с помощью Устава Организации Объединенных Наций мы создали внешнюю политику, которую мы в силах защитить, сенатор Коннелли сказал, что это совершенно верно. Он прибавил: «Это именно то, на что я хотел указать, перечисляя случаи вмешательства с нашей стороны с целью не допустить вторжения иностранного государства на территорию Западного полушария. Это — вопрос проведения нашей международной политики, а не вопрос защиты в данный момент каких-либо американских граждан или американского имущества».
Этот вопрос даже еще более полно изложил сенатор Остин:
«Можно задать себе вопрос: каким образом угроза международной безопасности и миру нарушает законы Соединенных Штатов? <…> Мы признаем, что нарушение мира в любой части земного шара, угрожающее международной безопасности и миру, является нападением на нас; а после присоединения к этому договору двадцати девяти стран [Устав ООН], это станет непреложным мировым законом.
Договор станет законом для всех стран, так как согласно его конкретным положениям он будет обязателен как для тех, кто к нему присоединился, так и для тех, кто этого не сделал; этот принцип будет законом для Соединенных Штатов, потому что мы примем его в договоре. В сущности говоря, этот договор выйдет за пределы обычных законодательных актов Соединенных Штатов, так как он будет на одном уровне с Конституцией, предусматривающей, что договоры, заключенные во исполнение положений Конституции, являются высшим законом страны».
Вот так США публично взяли на себя полномочия по вмешательству во внутренние дела других стран, распространив действие своей Конституции на земной шар и сделав президента США президентом Земли. История спецопераций США после окончания Второй мировой войны более или менее известна, тем полезнее изучить истоки этой политики, которой Вашингтон придерживается до сих пор.
Место | Год | Цель | |
1. | О-в Омелия | 1812 | Для защиты испанского острова от иностранной интервенции или контроля |
2. | Испанская Флорида | 1814 | Для изгнания англичан |
3. | Куба | 1823 | Для преследования и разгрома пиратов |
4. | Пуэрто-Рико | 1824 | Для требования извинения за оскорбление флага |
5. | Фолклендские о-ва | 1831 | Для освобождения кораблей и их экипажей |
6. | О-в Суматра | 1832 | Для наказания местных жителей за нападение на американский корабль, его захват и убийство команды. |
7. | О-ва Фиджи | 1840 | Для наказания местных жителей за нападение на американцев |
8. | Самоа | 1841 | Для наказания местных жителей за убийство белого человека |
9. | О-в Иоганна | 1851 | Для сбора контрибуций |
10. | Япония | 1853 | Для обеспечения торгового договора |
11. | Китай | 1854 | Американские и английские войска действовали совместно во время гражданской войны в Китае в целях защиты американских и английских граждан. |
12. | Грейтаун | 1854 | Для защиты права собственности американцев |
13. | О-ва Фиджи | 1855 | Для защиты жизни американцев |
14. | Уругвай | 1855 | Для защиты американского консульства, жизни и собственности американцев |
15. | Китай | 1856 | Для предотвращения ущерба американским интересам |
16. | Египет | 1858 | Для обеспечения защиты американских граждан |
17. | Уругвай | 1858 | Для защиты жизни и собственности иностранцев |
18. | О-ва Фиджи | 1858 | Для наказания туземцев за убийство двух иностранцев |
19. | Китай | 1859 | Для восстановления порядка в Шанхае |
20. | Кисембо, Африка | 1860 | Для предотвращения уничтожения американской собственности |
21. | Панама | 1860 | Для восстановления порядка во время мятежа |
22. | Япония | 1863 | Для обеспечения возмещения за незаконное нападение на американский корабль |
23. | Япония | 1864 | Для открытия Симоносекского пролива совместно с другими державами по просьбе правительства тайкуна |
24. | Формоза | 1867 | Для наказания местных жителей за убийство экипажа потерпевшего крушение американского барка |
25. | Япония | 1868 | Для защиты интересов американских граждан во время междууосбиц |
26. | Уругвай | 1868 | Для защиты американских интересов по просьбе местных властей |
27. | Корея | 1871 | Для захвата корейских портов после того, как исследовательская группа, получившая разрешение на проведение геодезических операций в научных и коммерческих целях, подверглась вероломному нападению |
28. | Гонолулу | 1874 | Для подавления мятежных выступлений, по просьбе местных властей |
29. | Мексика | 1867 | Для поддержания порядка до прибытия регулярных правительственных войск после эвакуации революционеров |
30. | Египет | 1882 | Для подавления восстаний и защиты американских интересов |
31. | Корея | 1888 | Для защиты американских граждан |
32. | Самоа | 1888 | Для образования устойчивого правительства; совместное действие США, Англии и Германии |
33. | Гаити | 1888 | Для освобождения американского торгового судна, захваченного гаитянским военным кораблем |
34. | О-ва Навасса | 1891 | Для защиты жизни и собственности американцев |
35. | Чили | 1891 | Для защиты американского консульства в Вальпарисо |
36. | Гавайские о-ва | 1893 | Для защиты жизни и собственности американцев во время свержения королевы |
37. | Бразилия | 1894 | Для защиты американских торговых интересов в бразильских водах во время восстания бразильского флота |
38. | Корея | 1894 | Для защиты американской миссии |
39. | Самоа | 1899 | Для помощи в урегулировании разногласий по поводу престолонаследия Самоа |
40. | Никарагуа | 1899 | Для защиты жизни и собственности по просьбе иностранных купцов во время восстания |
41. | Китай | 1900 | Для защиты жизни и собственности во время боксерского восстания |
42. | Доминиканская республика | 1903 | Для защиты американских интересов |
43. | Доминиканская республика | 1903 | Для защиты жизни и собственности американцев и предотвращения военных действий в некоторых районах. |
44. | Гондурас | 1907 | Для защиты американского консульства и американских интересов во время войны между Гондурасом и Никарагуа |
45. | Никарагуа | 1910 | Для защиты жизни и собственности американцев во время революции, для предотвращения бомбардировки Блюфилдс |
46. | Гондурас | 1910 | Для защиты американских интересов во время революционных волнений. |
47. | Китай | 1911 | Для защиты консульства и собственности американских граждан в Фучжоу |
48. | Китай | 1911 | Для защиты американского консульства и американских граждан в Чинкъяне |
49. | Китай | 1911 | Для усиления охраны американской миссии в Пекине |
50. | Китай | 1912 | Для обеспечения работы железной дороги от Пекина к морю |
51. | Китай | 1912 | Для обеспечения защиты |
52. | Китай | 1912 | Для спасения женщин и нескольких детей и доставки их в безопасное место |
53. | Куба | 1912 | Для. подавления восстания и защиты жизни и собственности американцев |
54. | Гондурас | 1912 | Для защиты американской железной дороги |
55. | Никарагуа | 1912 | Для защиты американской собственности по просьбе правительства Никарагуа |
56. | Доминиканская республика | 1912 | Для охраны Доминиканской таможни в соответствии с положениями Договора 1907 года |
57. | Китай, Чайпэй | 1913 | Для предотвращения беспорядков и обеспечения защиты. |
58. | Китай, Шанхай | 1913 | Для защиты |
59. | Париж | 1914 | Для охраны американского посольства |
60. | Мексика, Веракрус | 1914 | Для предъявления требований возмещения за оскорбления по отношению к офицеру корабля США «Долфин» |
61. | Гаити | 1914 | Для защиты жизни и собственности американцев во время волнений |
62. | Китай, Нанкин | 1916 | Для подавления мятежа |
63. | Мексика | 1916 | Для преследования Вилла после его вторжения на американскую территорию. |
64. | Доминиканская республика | 1916 | Для подавления революции и установления военного правления |
65. | Куба | 1917 | Для охраны американского консульства и жизни и собственности американцев во время мятежа и борьбы с бандитами |
66. | Китай, Чунцин | 1918 | Для защиты во время политического кризиса |
67. | Гондурас | 1919 | Для совместных действий с войсками Гондураса по поддержанию порядка в нейтральной зоне. |
68. | Панама | 1919 | Для обеспечения охраны по просьбе панамского правительства |
69. | Китай, Кьюкьян | 1920 | Для обеспечения порядка во время восстания |
70. | Китай, Ючжоу | 1920 | Для охраны американской собственности |
71. | Гватемала | 1920 | Для защиты американской миссии во время волнений |
72. | Смирна | 1922 | Для защиты жизни и собственности американцев во время наступления турецких войск на город Смирну. |
73. | Китай, Тунчжоу | 1922 | Для защиты против возможного насилия со стороны отступающих войск Фентьена |
74. | Китай, Фучжоу | 1922 | Для защиты американских граждан |
75. | Китай, о-в Масу | 1923 | Для защиты американских граждан от разбоя |
76. | Гондурас | 1924 | Для защиты американской собственности и жизни граждан во время беспокойств |
77. | Гондурас | 1925 | Для защиты американской собственности |
78. | Панама | 1925 | Для обеспечения защиты во время волнений по просьбе панамского правительства |
79. | Никарагуа | 1926 | Для охраны жизни и собственности во время революции |
80. | Китай, Ханькоу | 1927 | Для защиты жизни и интересов американцев |